Флексографская печать. Настоящее и будущее.

Б.А. Сорокин, доцент МГУП, к.т.н.

Современная флексография — универсальный способ печати с широкими возможностями

Изготовление многих видов продукции связано с процессом печатания — многократным получением идентичных оттисков посредством переноса краски с печатной формы на запечатываемый материал.

Печатная форма — носитель изображения — представляет собой твердую поверхность, плоскую или цилиндрическую, несущую печатающие (изображение) и пробельные (остальные светлые) элементы. В процессе печатания на печатающие элементы наносят краску, которая переходит на запечатываемый материал.

В зависимости от пространственного расположения и физико-химических свойств печатающих и пробельных элементов различают три основных способа печати: высокую, плоскую (офсетную) и глубокую. Их общая особенность заключается в том, что перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал осуществляется при давлении на него с одной стороны печатной формы, а с другой — опорной поверхности.

Что такое флексография

Отличительной особенностью флексографского способа является то, что он изначально разрабатывался для печати на упаковочных материалах. Большей частью во флексографских печатных машинах запечатываемое полотно проводится по схеме «с рулона на рулон». Сегодня область применения флексографской печати значительно расширяется и уже не ограничивается только упаковкой. Современная флексография — это универсальный способ печати с широкими возможностями воспроизведения изображения на различных материалах.

Флексография является разновидностью высокой печати, предусматривающей использование упруго-эластичных печатных форм и низковязких красок. Печатные формы изготавливаются обычно из упругих эластомеров. Возвышенные элементы формы воспринимают печатную краску, а пробельные элементы, углубленные посредством гравирования, вулканизации, травления, растворения или вымывания, остаются свободными от нее.

Во флексографии используются быстросохнущие жидкие краски; впрочем; усиливается тенденция к применению пастообразных красок. Некоторые виды красок разбавляются растворителями, некоторые — водой.

В качестве формных материалов используют различные натуральные и синтетические резиновые смеси, подлежащие вулканизации, а также фотополимеры. Печатные формы крепятся на формном цилиндре посредством приклеивания.

Печатные машины бывают трех типов: планетарного, секционного (линейного) и агрегатного (ярусного) построения. Планетарные машины имеют один общий печатный цилиндр на два-семь печатных аппаратов. В машинах секционного построения отдельные печатные секции размещаются в ряд одна за другой. В машинах агрегатного построения отдельные печатные секции группируются в две конструкции башенного (ярусного) типа, от одного до четырех печатных аппаратов на каждой стороне вертикальной станины.

Типовая флексографская печатная секция имеет два красочных валика и два цилиндра. Резиновый валик, вращающийся в красочном резервуаре, передает краску на стальной или керамический накатной красочный валик, наносящий краску на печатную форму и печатный цилиндр. Благодаря применению эластичных печатных форм давление во флексографии значительно ниже, чем в традиционных способах печати.

В процессе печатания регулируемый по толщине красочный слой наносится на печатную форму, как правило, с помощью специального валика, называемого растровым или анилоксовым. Поверхность этого валика несет на себе мельчайшие ячейки в виде углублений различной формы и профиля сечения.

Использование эластичной формы позволяет ей не только передавать краску на запечатываемый материал, но и одновременно выполнять функцию упругого декеля . Это свойство печатных форм позволяет исключить процесс приправки  и обеспечивает высокую тиражестойкость (до нескольких млн оттисков).

В процессе печатания форма подвергается воздействию связующего красок, полярных и неполярных растворителей, озона и других факторов. Эти обстоятельства выдвигают соответствующие требования к свойствам печатных форм и условиям проведения конкретного печатного процесса.

Качество оттиска

Результат флексографской печати, определяемый в конечном счете качеством полученного печатного изображения, складывается из многих составляющих, начиная от оригинала и заканчивая отделкой продукции. Применяемые для воспроизведения оригиналы, процессы, с одной стороны, должны отвечать требованиям и специфике флексографской печати, а с другой — необходимо по возможности применять такие процессы, которые позволяют с наибольшей точностью воспроизвести этот оригинал.

Дизайнеры и художники, создавая оригинал для флексографской печати, должны работать в контакте с технологами-производственниками. Так, очевидно, нецелесообразно включать в оригинал элементы, находящиеся на грани или за пределами технологических возможностей применяемых процессов, материалов и оборудования. На стадии создания оригинала необходимо соблюдать предупредительные меры, исключающие последующие отклонения в воспроизведении оригинала. Невозможно добиться высокого качества продукции, если оригинал не отвечает требованиям и возможностям технологического процесса.

Первым этапом воспроизведения оригинала является изготовление фотоформы, в качестве которой применяется негатив. На этой стадии необходимо правильно выбрать линиатуру растра и учесть последующие размерные искажения при изготовлении формы и монтаже их на формном цилиндре печатной машины.

Применяемые в настоящее время различные технологии изготовления печатных форм имеют, соответственно, и различные технико-экономические показатели, и различные изобразительные возможности. Здесь необходимо правильно выбрать из имеющегося арсенала формный материал, обратив в первую очередь внимание на его твердость и толщину.

Печатные краски и запечатываемые материалы оказывают решающее влияние на свойства оттиска; от правильного (с учетом назначения) их выбора и подготовки в значительной степени зависит качество печати.

И, наконец, печатная машина и ее подготовка. Наиболее часто встречающиеся на практике ошибки являются отступлением от следующего положения. Линейные скорости анилоксного валика, поверхности формы с учетом минимально необходимой деформации сжатия, запечатываемого материала и печатного цилиндра должны быть строго равны. Из этих составляющих переменной величиной является диаметр формного цилиндра, а точнее, толщина печатной формы, закрепляемой на поверхности формного цилиндра. При малейшем отклонении диаметра цилиндра от расчетного (диаметра делительной окружности шестерни привода) наблюдается проскальзывание в зоне контакта формы с запечатываемым материалом. Это является причиной нечеткой (со смазыванием) печати.

Возможности

Флексографская печать — относительно новый вид полиграфической технологии. После первых ограниченных шагов вместе с открытием и изучением ее возможностей, расширением области применения началось совершенствование. Потребовались и были созданы жесткие высокоточные печатные машины, специальные материалы и современная технология.

Качество современной флексографской печати рассеяло прежние сомнения у пользователей. Применение фотополимерных форм, использование электронного цветоделения и растрирования, растрированных (анилоксовых) валиков, совершенствование конструкции печатных машин и красок позволили флексографии с точки зрения качества выпускаемой продукции, начиная с 70-х гг., достаточно успешно конкурировать с глубокой и офсетной печатью. С другой стороны, меньшая себестоимость по сравнению, например, с офсетной печатью, простота обслуживания флексографских печатных машин, более низкий процент отходов за счет упрощения конструкции красочного аппарата с анилоксовым валиком повышают экономичность способа. Достоинством является также возрастающее применение красок на водной основе, что особенно важно с точки зрения охраны окружающей среды. Указанные свойства стимулируют проникновение флексографии в те области, где до сих пор безраздельно господствовали офсетная, глубокая и высокая печать.

Флексографская печать позволяет воспроизводить (с фотополимерных форм) многокрасочные полутоновые изображения с линиатурой растра до 60 лин/см. По этой причине она все шире применяется при печати каталогов, журналов, книг, газетных приложений. В настоящее время до 90% книг карманного формата в США (75% общего объема книжной продукции) изготовляют флексографским способом на печатно-отделочных линиях. В газетном производстве флексография уже стала серьезным конкурентом высокой и офсетной печати. Некоторые эксперты считают, что при обновлении парка печатных машин в Западной Европе и США флексография может полностью вытеснить оба вида из сектора крупных ежедневных газет.

Флексография в России

Сегодня, по оценкам специалистов, в России существует 400—500 предприятий, которые используют флексографскую печать. Этот способ печати практически не применяется на полиграфических предприятиях, выпускающих издательскую продукцию. Он сконцентрирован, в основном, на предприятиях по производству тары, упаковки, обоев и т. п., а также на производственных участках, выпускающих упаковку и этикетки для основной продукции. Доля флексографии в общем объеме выпускаемой в России печатной продукции не превышает 2%.

Рис. 1. Удельный вес импортного и отечественного флексографского оборудования

Каков же парк оборудования для флексографской печати? Прежде всего, это импортная техника, что отражает график на рис. 1. Значителен удельный вес машин, выпущенных в 1980–90 гг. (рис. 2), а среднее годовое обновление техники не превышает 5–6%. Видимо, с некоторыми финансовыми проблемами связано то, что в 1996 г. закуплено весьма незначительное количество оборудования.

Рис. 2. Структура парка флексографского оборудования российских предприятий

В количественных показателях парк оборудования 83% российских предприятий включает до пяти машин, 12% — до 10 машин и только 5% предприятий располагают парком из более чем 10 машин. В среднем на одном предприятии имеется не более 2–3 единиц флексографского оборудования. Такие предприятия, как Московский картонажно-полиграфический комбинат, имеющий более 10 машин, являются скорее исключением, чем правилом.

Основными материалами для флексографской печати являются синтетические пленки и бумага. Пропорции на российском рынке несколько иные, чем на мировом. Более 40% всех материалов составляет полиэтилен, 12% — полипропилен, столько же — оберточная бумага, 8% — гофрокартон, столько же — обычный картон, 5% составляют материалы для самоклеящихся этикеток. Остальная часть — прочие материалы, в том числе популярные на Западе ламинаты

В сфере материалов для изготовления фотоформ для флексографии отечественные пленки занимают лидирующие позиции. Пленки Тасма занимают 35% рынка, затем следует Дюпон — 29%, Агфа — 15%, Кодак — 11%. Остальные 10% — пленки других производителей.

В области материалов для допечатных процессов, включая формные материалы, лидером на российском рынке является фирма Дюпон: ее фотополимеры охватывают около 60% рынка. Затем следует BASF — 20%. Почти столько же составляет использование резиновых печатных форм и только около 5% — Флексофот.

Рис. 3. Структура использования флексографских красок на российском рынке

Таковы основные показатели российского рынка флексографской печати. Сегодня есть все основания рассчитывать, что этот рынок ждет гигантский рост. Это связано не только с расширением выпуска упаковки, но и увеличением доли флексографии в общем объеме печатной продукции в России — при спаде выпуска офсетным, высоким и глубоким способами.

 Источник: №2 «Флексо Плюс« №1 (1), 1997 г
Top